• Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
  • Slides
Наследие
Философия
История
Традиции
Гороскоп
Практика
Навигатор
Библиотека
Автобиография Васильевой И.Г. (17.11.2019)

    Я родилась осенью 1951 года в  Кызыле. Начало жизни прошло в посёлке Огнёвка (Хову-Аксы). У меня была добрая няня. Родители – Геннадий Евгеньевич Васильев и Ольга Флавиевна Рухлова – геологи, работавшие в круглогодичных геологических партиях. После Тувы мама переехала работать в Казахстан и к нам с Алтая приехала бабушка Лидия Петровна. Мой дед – Флавиан Неофитович Рухлов  погиб под Днепродзержинском в 1942 году.  Из детства запомнились деревья до неба, камушки на холодных и быстрых речках Тувы; мальвы на солончаках  в Карасуке  и то, что всё время надо нянчиться с братом и сестрой. Остро помнятся пресные лепёшки, которые бабушка пекла прямо на плите.

      В первый класс я пошла уже в Бурятии. Школа № 61 была первой из семи школ республики, где довелось учиться, а в 35-й улан-удэнской школе я получила аттестат и “корочки” секретаря – машинистки. Училась  охотно и хорошо, особенно любила уроки   русского языка, литературы и физики.

   Мечта стать археологом не сбылась. Уровень знаний оказался ниже требований  Новосибирского университета. Я вернулась домой. Устроилась  машинисткой в Дистанцию сигнализации и связи ВСЖД. Сдав вступительные экзамены в педагогический институт им. Д.Банзарова, начала с удовольствием учиться на историко-филологическом факультете у блестящих педагогов. Начала посещать клуб “Истинных друзей изящной словесности”, которым руководила Т.В.Авдохина, человек утончённый и энциклопедически образованный. Домашнее воспитание (в нашем роду было много священников и учителей) и педагоги развивали чувство языка, уважение и любовь к Слову.

     На втором курсе меня исключили  из комсомола, а затем и из института в связи с “Делом Дандарона”. События того времени направили моё внимание на буддийское учение, которое стало основным руководством, а его нормы – жизненным принципом.

      Идеология советского времени позволяла подобным мне жить в “нижнем” слое общества – кочегаров, сторожей, уборщиц и посудомоек. Мне удалось устроиться на сменную работу в дробильно-истиральный цех при Бурятском геологическом управлении. Три дочери-погодка пошли в детский сад. Через несколько лет по состоянию здоровья меня перевели в машинописное бюро того же Управления. Рядом была  библиотека, которой  добровольно ведал экономист М.Е.Ельяшевич – личность необыкновенная. Он подарил  “Исэ-моногатари” и японские сказки. Я  читала каждую свободную минуту очень хорошие книги. 

      Судьба благоприятствовала и меня приняли лаборантом в Геологический институт Бурятского филиала АН СССР.  Настоятельные рекомендации директора  натолкнулись на отказ профсоюза увольнять мать троих детей. Я снова попала в знакомую с детства среду геологов. Спустя несколько лет вышла замуж.  Подросли и пошли в школу дочери.  

     Через 12 лет после исключения из института, мне помог восстановиться на заочное отделение  прежний сокурсник, ставший  проректором по заочному обучению. Встреча  с любимыми педагогами, сдача госэкзаменов   на “отлично”. После некоторых заминок мне выдали диплом.  По специальности я, конечно, не могла  работать, но повышение социального статуса  воодушевляло…

      Посещение литературного объединения “Баргузин”, знакомство с бурятскими литераторами. Конференции, поездки в составе творческих бригад –  всё  было ново. Изредка публиковалась. В “Баргузине”, который курировал прозаик Ким Балков, собиралась жизнерадостная и творческая молодёжь. Все мечтали о своих сборниках и книгах. И я мечтала.  Подборка моих стихов попала на рецензию к поэту Михаилу Шиханову. Он был убедителен и я ушла из литобъединения, лишь нечаянно встречаясь с прежними знакомыми. Несколько лет  я ничего не записывала и не запоминала.

     Работа в Объединении музеев в качестве сотрудника методического отдела, а затем заведование небольшим  научно-исследовательским отделом в “Бурятпроектреставрации” позволили  послужить делу восстановления  разрушенных памятников истории и культуры республики – церквей и буддийских храмов – дацанов. Работа приносила мне огромную радость и осознавалась как  предназначение. Так прошло несколько плодотворных лет.

     Перестройка стоила мне любимой работы. Тамчинский дацан и его восстановление остались вдалеке. Недолгая работа в “Байкалтуристе”. Затем ТОО и ООО. Смерть мужа. Поездки в Китай. Бизнес. Замужество. Дом на горе в два этажа.  Поступление детей в институты их замужества, разводы. Я оценила свою жизнь как цепь: ещё немного и удушит…

      Шестнадцатый год живу в красивой долине в местности Потай-Горхон в Бурятии. Рядом место, где занимались йогической практикой мои Учители.

Публикации, стихи:

  • Мы из страны Юность. Сб. стихов. Улан-Удэ, 1984
  • Стихи. Правда Бурятии, 9 марта 1988
  • Поэма отказа (Странствие). Журн. “Гаруда”, СПб, 1996
  • Цикл стихов “Такой покой разлит везде”. Газ.”Бурятия”, 30 апреля 1998
  • Подборка “Любимый мой, как я найду тебя”. “Бурятия”, 3 ноября 1998
  • Подборка “И сад мерещился мне райский”. Городской роман. 30 июля 2003
  • Стихи. “Бурятия”, 23 августа 2003
  • Стихи. Журн. “Буддизм в России”, СПб, №40, 2006
  • Магтал Ургэнэб (пер. Д.Доржиевой, Е.Балданмаксаровой). Прил. к газете “Бурятия” “Духурик”, 2009
  • Айраг-хатан-эжи (пер. Д.Аюржанаевой). Долина КBжинги. 21 мая 2009
  • Подборка стихов. Долина Кижинги. 23 июля 2009
  • Подборка “В этой дивной долине Потая” “Бурятия”. 2.11.2010
  •   Стихи. “Бурятия”, 8 марта 2012 г

Газетные статьи:

  • Васильева И.Г. Золотая коновязь у храма. Правда Бурятии, 29 декабря 1989
  • Суханова Т., Васильева И. Храм взывает к милосердию. Газета Забайкальский рабочий. 14 апреля 1989
  •  Васильева И.Г., Петунова Н.А. Гусиноозёрский дацан: прошлое и настоящее. Правда Бурятии, 24 апреля 1990
  •   Васильева И.Г. Об алтаре. Долина Кижинги, 2 марта 2013

Научные публикации:

  • Васильева И.Г., Цыренжапова Д.С. Миротворческая и просветительская деятельность буддийского духовенства Забайкалья. В сб.: Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. Красноярск, 1989
  • Васильева И.Г. К истории Цугольского дацана на Ононе. СПб, “Ориент”, 1992
  • Васильева И.Г. К ламам Гусиного озера. СПб, “Наследие”, 2002
  • По материалам И.Васильевой и Н.Именохоева . Золотая коновязь алтан-сэргэ. СПб, “Наследие”, 2002
  • Васильева И.Г. Из хронологии института Хамбо-лам Восточной Сибири. Буддизм в России. №№ 39, 40, 2006     
  • Васильева И.Г., Михалёва Е.П. Тамчинский дацан. М., 2015
  • Лбова Л.В., ВасильеваИ.Г. К вопросу развития принципов планировочной структуры древнемонгольских городов. В сб.: Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии. Новосибирск.”Наука”, 1992

111 

Leave a Comment